Коллективный блог архитекторов города Львова

новости | общение | концепции | мнения | обсуждения | дискуссии

27.06.2010

Архитектура завтрашнего дня: стекло или камень?

Вернера Зобека и Сергея Чобана: эстетика архитектуры будущего.  (Зобек - немецкий инженер, Чобан - росийский архитектор). Дискуссия в Московском Политехническом музее.

Вернер Зобек. Собственный дом в Штутгарте. (с) Roland Halbe


 " Одним из главных экспонатов этой выставки, наряду с образцами материалов, стал House R-128 – собственный дом Вернера Зобека, который тот считает воплощением своих представлений об архитектуре будущего. Дом представляет собой лаконичную полностью прозрачную башню, наружные стены и внутренние перегородки которой выполнены из тройных стеклопакетов высочайшего качества. Единственное, что скрыто от глаз случайного прохожего, – это два туалета и душ (они закрыты алюминиевыми каркасами), а также кровати в спальнях, укутанные светонепроницаемыми пологами. Все строительные материалы, использованные при создании этого дома, полностью безвредны для окружающей среды и могут быть подвергнуты вторичной переработке. Электричество производится солнечными батареями, а управление домом осуществляется при помощи датчиков движения и голосовых команд. Интересно, что внутренние помещения дома при этом не просто имеют свободную планировку, но могут менять свою конфигурацию в зависимости от пожеланий хозяев. В частности, ванную Зобек может перемещать вдоль любой из стен – например, ради того, чтобы, купаясь, наблюдать красивый закат.

Представляя свое жилище в Большой аудитории Политехнического музея, инженер подробно остановился на вопросах эргономики, технологичности и энергосбережения. Конечно, пришлось автору отвечать и на вопрос о том, насколько удобно жить в абсолютно прозрачном объеме. Нужно сказать, что Вернер Зобек не считает жизнь за стеклом чем-то неестественным. «Кто-то любит жить в футляре, а кто-то в гнезде. Я люблю свой дом, а сквозь прозрачный фасад могу наблюдать за тем, как меняется природа. Я стал, как зверь, приспосабливаться к ритмам природы, по оттенку света научился определять время суток и время года!» Впрочем, это не значит, что будущее архитектуры (в том числе частной), по мнению инженера, исключительно за прозрачными сооружениями. «Было бы ужасно, если б у нас воцарился какой-то моностиль», – убежден Вернер Зобек. Единственное, что он считает обязательным и всегда реализует в своих проектах, так это соответствие здания «правилу трех нулей»: ничего не выбрасывать в атмосферу, не потреблять, а производить энергию, не оставлять строительный мусор ни при сборке, ни при сносе.  "

"Надо заметить, что оба архитектора, отвечая на вопросы модератора дискуссии Алексея Муратова, проявили себя достаточно сдержанными футуристами. В то время как ученые предсказывают, что в ближайшие 20-30 лет  человечество осуществит переход на новые источники энергии, Сергей Чобан и Вернер Зобек склонны оценивать перспективы развития архитектурного процесса куда более сдержанно. Например, оба они считают фантастикой изобретение принципиально иных форм пространства. «Думаю, в ближайшие 1000 лет человек будет все так же предпочитать находиться в вертикальном положении», – пошутил Зобек. Не пойдет архитектура и по пути исключительной медийности, во всяком случае на это очень надеется Сергей Чобан, поскольку, по его мнению, это сделает срок жизни зданий чрезвычайно коротким. Города, по мнению архитекторов, по-прежнему будут развиваться компактно, а не по принципу города-сада, поскольку, как заметил Чобан, только определенная плотность создает социальный комфорт и социальный контроль, необходимые для существования города. Кроме того, в ближайшие 20-30 лет люди продолжат строить небоскребы. Во-первых, потому что здания такого типа еще не исчерпали свой потенциал, считает Зобек. А во-вторых, потому что «человек – иррациональное существо и будет строить не из соображения экологии, а потому что всегда найдется тот, кто захочет выделиться за счет другого», – считает Чобан. Но, пожалуй, самым провокационным можно считать прогноз Чобана о том, что в будущем не будет музеев, в частности, музеев современного искусства: «Это самые неэффективные сооружения: огромные пространства, гигантские энергетические затраты и ноль информации»."

4 комментария:

Pchelkin комментирует...

Интересная статья и принципы трех нулей - класс, но хотелось бы чтоб кроме технологичности люди не забывали и о красоте,только красивые вещи ,дома сделанные с любовью действительно заряжают нас энергией,вдохновляют, дарят гармонию и эстетическое наслаждение, что не менее важно, чем ергономика,економика и экология.
На счет иррацианальности, такуже повелось с безначальных времен, что люди следуют идее "себя" и все делают для "себя" по тому собственно и страдают.
Если современное искусство будет стоить того -музеи будут,кроме этого такие обьекты могут функционировать как площадки для творческих поисков и экспериментов. Тоесть важно чтоб там происходили актуальные движения и события которые будут приносить радость и кучу приятных впечатлений для всех участников, важно чтоб такие обьекты правильно функционировали и тут подключаются в економика,психология и т.д.

Pchelkin комментирует...

Современная организация пространства это свобода для маневров это связь с окружающей средой и ресайклинг тоже поддерживаю. Побольше бы нам в Украине и в Росси таких инженеров))

d.z комментирует...

"В частности, ванную Зойдберк может перемещать вдоль любой из стен – например, ради того, чтобы, купаясь, наблюдать красивый закат" - Ладно там эксгибиционизм, но интересно, как у него решена канализация? Гибкие шланги, или ванную нужно парковать в свой угол чтобы слить воду?

Unknown комментирует...

Я думаю Зойдберг неукоснительно следует «правилу трех нулей»: ничего не выбрасывать в атмосферу, не потреблять ... и ванную просто не спускает. Набрал ведром и подливает, когда вода испаряется. Заодно микроклимат регулирует.

Отправить комментарий